Вербенко П. С.
Залата О.А.
Жукова А.В.

Целью работы было выявление зависимости изменений показателей гемодинамики у студентов-медиков от восприятия эмоционально значимых изображений, предъявляемых в виде видеоряда разной длительности.

С соблюдением правил биоэтики у студентов-медиков двух групп (18 юношей; 30 девушек, средний возраст 20,8±1,9 лет) регистрировали показатели гемодинамики (систолическое артериальное давление (САД, мм.рт.ст.), диастолическое артериальное давление (ДАД, мм.рт.ст.), пульс (удары в минуту) до и после предъявления видеоряда, содержащего изображения, индуцирующие позитивный эмоциональный фон (методика «International Affective Pictures System»). В 1-ой группе (n=28) предлагали 3-минутный видеоряд, 2-ой группе (n=20) видеоряд демонстрировали 12 минут. Сравнительный анализ данных выполняли с помощью критериев Вилкоксона (Т) и Манна-Уитни (U), программа Statistica 8,0.

Состояние гемодинамики всех респондентов отвечало возрастной норме, величина индекса Кердо указывала на преобладание симпатического тонуса. Исходные показатели ДАД и пульса были достоверно ниже у респондентов  1-й группы, по сравнению со 2-й (U-критерий, р=0,04 и р=0,01) соответственно. Межгрупповых отличий показателей гемодинамики после предъявления стимульного материала обнаружено не было. У студентов 2-й группы внутригрупповой анализ выявил снижение ДАД (T-критерий, р=0,01) и урежение пульса (Т-критерий, р=0,009) после просмотра изображений, индуцирующих позитивный эмоциональный фон.

Установили, что более продолжительный просмотр студентами-медиками визуального стимульного материала, индуцирующего позитивный эмоциональный фон, оказывает отрицательный хронотропный эффект и способствует уменьшению тонуса резистивных сосудов, обеспечивающего уровень диастолического давления. Очевидно, что механизм такого эффекта обеспечивается за счет снижения тонуса симпатического отдела автономной нервной системы, что оказывает положительное влияние на показатели гемодинамики субъектов восприятия такого рода стимульного материала.

0