Кожемякина Р. В.
Шихевич С.Г.
Гулевич Р.Г.
Гербек Ю.Э.
Известно, что ретиноевая кислота, метаболит витамина А, регулирует спектр биологических процессов, таких, как эмбриональное развитие, нейрогенез и т.д. Витамин А на протяжении всей жизни остается важным в развитии центральной нервной системы, влияя на поведение и обучение. 
Цель данной работы – изучение влияния уровня нейрогенеза в ювенильный период на поведение взрослых серых крыс (ручных и агрессивных) являющихся селекционной моделью доместикации. Для влияния на нейрогенез крысы получали дефицитную (VA-), обогащенную (VA+) или контрольную (VAn) диету с материнским молоком и далее в виде корма до 42-го дня жизни. 
У взрослых крыс было проведено исследование социальности в 3-х камерном тесте. Выявлено, что у агрессивных крыс, в отличие от ручных индекс социального предпочтения отрицателен. Это означает, что агрессивные крысы в данном тесте предпочитают находиться рядом с уже знакомой крысой, а не с незнакомым животным, что характерно для моделей с аутизмом. У агрессивных VA+ крыс диета повышает индекс социального предпочтения, который при этом приближается к нулевым значениям и не отличаться от ручных VAn.
Для выяснения различий в когнитивных способностях использовался тест Барнс на пространственное обучение (поиск убежища). Процесс обучения у ручных крыс происходил быстрее, чем у агрессивных. Время поиска «убежища» у агрессивных VA+ крыс на 4-ый день достоверно отличалось от контрольных агрессивных крыс и не отличалось от ручных животных. При тестировании долговременной памяти (через сутки после окончания обучения) у животных VA- продемонстрировали меньшее число ошибок, чем агрессивные VA+, в то же время меньше исследовали целевой сектор, чем агрессивные VAn.
Можно предполагать, что нейрогенез, повышенный с помощью витамина А, улучшил социальное поведение и обучаемость у агрессивных крыс, приближая их по определённым показателям к ручным животным.

0