Кравченко А. Н.
Середа Е.В.
Гордиенко А.И.
Залата О.А.
Химич Н.В.

Целью работы была оценка уровней кортизола и маркеров воспаления (прокальцитонин, С-реактивный белок) в слюне, а также концентраций глюкозы в крови у студентов-медиков в динамике учебного процесса.

У 29 студентов-медиков разного пола (20,0 ± 2,3 лет) в начале и конце учебного семестра выполняли забор и тестирование саливарных маркеров воспаления и кортизола в пробах смешанной слюны, которые определяли методом иммуноферментного анализа с помощью коммерческих тест-систем «СРБ-ИФА-БЕСТ высокочувствительный», «Прокальцитонин-ИФА-БЕСТ» и «Кортизол-ИФА-БЕСТ» (АО «ВЕКТОР-БЕСТ», г. Новосибирск). Концентрацию глюкозы в капиллярной крови оценивали с помощью глюкометра One Touch. Для анализа использовали непараметрические методы описательной статистики медианы (Ме), перцентели (р25-р75), критерии Вилкоксона (Т).

По результатам проведенного биохимического исследования, количество свободного кортизола в слюне респондентов в начале семестра было принято за базовый уровень (Ме=8,5 нмоль/л; р25-р75=5,0-15,5 нмоль/л). В конце семестра содержание кортизола в слюне студентов достоверно снижалось (Ме=0,5 нмоль/л; р25-р75=0,0-3,5 нмоль/л), Т-критерий, р=0,003. Уровень прокальцитонина в слюне студентов-медиков в начале семестра составил Ме=0,05 нг/мл, а в конце – Ме=0,05 нг/мл. С-реактивный белок (СРБ) в образцах смешанной слюны тестируемых не был обнаружен как в начале, так и в конце семестра. Уровень глюкозы в капиллярной крови у респондентов в начале семестра составил Ме=4,7 ммоль/л; р25-р75=4,6-4,6 ммоль/л, в конце – Ме=4,9 ммоль/л; р25-р75=4,8-5,15 ммоль/л.

Таким образом, была установлена следующая динамика биохимических маркеров стресса студентов: концентрация кортизола в слюне в начале семестра была существенно выше, чем при его завершении, тогда как уровень глюкозы в крови был несколько выше в конце семестра. Выявленные достоверные различия в уровне кортизола свидетельствуют о значительных отличиях адаптационных резервов у студентов-медиков в начале и в конце учебного семестра.

 

0