Николаев А. С.
Ляксо Е.Е.

Цель исследования — изучение возможности определения взрослыми возраста, пола и психоневрологического статуса детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) при прослушивании их речевых сигналов. В исследовании приняли участие 10 детей с РАС в возрасте 10–14 лет. В работе использована методика, разработанная в Группе по изучению детской речи СПбГУ (Ляксо и др., 2012). Для перцептивного эксперимента созданы аудиотесты, содержащие речевые сигналы детей, отобранные из записей спонтанной речи. Записи речи взяты из корпуса «AD_Child.Ru» (Lyakso et al., 2019). Речевые сигналы в тестах были разделены 5-секундными промежутками, тесты предъявлялись однократно. Тесты прослушивали взрослые носители русского языка (аудиторы), которые были разделены на группы в зависимости от профессионального опыта взаимодействия с детьми: студенты 1 курса СПбГПМУ, ординаторы-психиатры, врачи-психиатры. Перед прослушиванием у части аудиторов измеряли пороги слуха, проверяли фонематический слух, проводили дихотическое тестирование. Аудиторам предлагалось при прослушивании речевых сигналов определить возраст детей, их пол и состояние (типичное/атипичное развитие) и внести ответы в анкету. Перцептивный эксперимент показал, что аудиторы определяют возраст детей с РАС ниже реального: в 46% ответов студентов, 38% ответов ординаторов, 48% ответов врачей указан возраст меньше 10 лет. Аудиторы правильно определяют пол детей: мужской пол правильно указан в 92% ответов студентов, 85% ответов ординаторов, 87% ответов врачей, женский — в 93%, 93%, 80% ответов соответственно. Состояние детей студенты определяют хуже, чем ординаторы и врачи: в 27% ответов студентов указано типичное развитие, в 73% атипичное; в 15% ответов ординаторов указано типичное развитие, в 85% — атипичное; типичное развитие указано в 10% ответов врачей, атипичное — в 90% ответов. Обсуждается вопрос о связи психофизиологических характеристик взрослых с их способностью к распознаванию информации, содержащейся в речи детей с РАС.

0