Фролова О. В.
Гречаный С.В.
Калиев А.
Григорьев А.С.
Городный В.А.
Николаев А.С.
Ляксо Е.Е.

В рамках работ по изучению речи детей с атипичным развитием/нарушениями развития (Lyakso et al., 2013-2020) проведено исследование, цель которого определить особенности распознавания взрослыми пола, возраста и психоневрологического состояния ребенка при прослушивании его речи.

Произведена запись речи и поведения 355 детей 4-16 лет: с расстройствами аутистического спектра, синдромом Дауна, смешанными специфическими расстройствами психологического развития, умственной отсталостью, лёгкими неврологическими нарушениями, детским церебральным параличом, типичным развитием (контрольная группа). Диагноз детей уточнялся специалистом – детским психиатром. Аудио и видеофайлы, метаданные информация о ребенке, семье, условиях записи, аппаратуре, данные психофизиологических тестов и опросников, включены в базу данных «AD_CHILD.RU».

Проведены перцептивные эксперименты, в которых в качестве аудиторов приняли участие взрослые (n=461): специалисты в акустике речи; детские врачи–психиатры; ординаторы–психиатры; студенты медицинского университета (СПбГПМУ) – носители русского языка и иностранцы; студенты ИТМО технической специализации. Аудиторы прослушивали тестовые последовательности, включавшие образцы речи детей.

Установлено, что взрослые способны правильно распознавать психоневрологическое состояние, тяжесть нарушений, пол и возраст детей по их речи. В работе обсуждается связь между вероятностью распознавания и текущим диагнозом ребенка, степенью тяжести нарушений, психофизиологическими характеристиками ребенка, условиями воспитания – семья/детский дом, профессиональным опытом и языком аудитора, а также организацией тестовых последовательностей и сложностью заданий для аудитора. Осуществлён анализ акустических характеристик речи детей с учётом закономерностей функционирования структур речевого тракта, специфичных для каждого заболевания. Эти характеристики учитываются при автоматическом распознавании речи.

0