Варич Л. А.
Немолочная Н.В.

Цель исследования заключалась в изучении особенностей психофизиологической адаптации подростков, обучающихся в условиях образовательного учреждения интернатного типа, с учетом типа вегетативной регуляции. В исследовании приняли участие подростки в возрасте 14-16 лет, обучающиеся в лицей-интернате (116 человек). У всех обследуемых проводилась оценка показателей вариабельности сердечного ритма, нейродинамических и когнитивных характеристик, уровня кортизола и тестостерона в слюне.

Для выявления взаимосвязи между параметрами вариабельности сердечного ритма и показателями уровня гормонов с учетом типа вегетативной регуляции был проведен корреляционный анализ, который позволил выявить особенности вегетативно-гормональных взаимоотношений, формирующихся в процессе адаптации подростков.

Установлена зависимость особенностей адаптации подростков к условиям обучения в образовательном учреждении интернатного типа от типа вегетативной регуляции. Так, характер тесных корреляционных связей между параметрами кардиоритма, уровнем тестостерона и кортизола, выявленный у мальчиков-ваготоников и лиц женского пола с доминированием адренергической активности, демонстрирующих в покое высокую активность эндокринных функций, позволяет нам сделать вывод о трофотропном характере функциональной системы адаптации, позволяющем экономизировать энергетические ресурсы и реализующемся по гипореактивному функциональному типу. При низком исходном уровне анаболических и катаболических гормонов структура функциональной системы может быть идентифицирована как эрготропная, формирующаяся на основе максимальной мобилизации центрально-нервных и эндокринных механизмов в процессе нагрузки по гиперреактивному типу. Сбалансированный тип вегето-эндокринных взаимоотношений регистрируется в большей степени у лиц эйтонического типа ВНС, характеризующегося средними значениями концентрации гормонов и отсутствием значительного числа корреляционных связей между показателями эндокринной и вегетативной регуляции.

0