Кручинина О.В.
Станкова Е.П.
Толкачева Д.С.
Гийемар Д.М.
Гальперина Е.И.
Считается, что навык анализа синтаксиса формируется позднее, чем семантики – только после 6-7 лет (Friederici, 2011). Возраст становления навыка понимания логико-грамматических конструкций русскоговорящими детьми до сих пор не установлен однозначно. Цели нашего исследования: 1) разработка и апробация стимульного материала 2) оценка понимания пассивного залога детьми 5-8 лет.
Был разработан стимульный материал, включавший: 1) 336 предложений с прямым порядком слов в активном (АЗ) и пассивном (ПЗ) залоге. В качестве объекта и субъекта действия в предложения были включены пары одушевленных существительных, сбалансированных по роду, склонению, количеству слогов и частотности; действия обозначались глаголами и причастиями совершенного вида, подходящими по смыслу к существительным. 2) 118 сюжетных картинок, соответствующих содержанию предложений (изображения выровнены по размеру, цвету, детализации).
В он-лайн тестировании приняли участие дети без речевой патологии: 5-6 лет (N=16, ср. возраст=6.1±0.6, 8 девочек) и 7-8 лет (N=19, ср. возраст=7.7±0.7, 9 девочек). Испытуемый должен выбирать картинку, соответствующую по смыслу предъявляемому на слух предложению. Исследование было разделено на 8 серий. В одну экспериментальную серию входило 42 пробы (по 21 предложению АЗ и ПЗ).
Дети 5-6 лет в среднем принимали правильное решение в 84.9% случаев, дети 7-8 лет – в 94.4%. У детей обоих групп понимание логико-грамматических конструкций с пассивным залогом вызывало больше затруднений, чем с активным (5-6 лет: 60% ошибок пришлось на ПП и 40% на АП, 7-8 лет: 66.6% и 33.4% соответственно). Скорость реакции в двух возрастных группах также различается: дети 5-6 лет принимают правильное решение за 2.45±1.1 с, а 7-8 лет – 1.88±0.8 с. Таким образом, 1) Разработанный стимульный материал релевантен для оценки понимания ПЗ и будет использоваться в дальнейших нейрофизиологических исследованиях; 2) уже в 5-6 лет уровень понимания ПЗ достаточно высок, однако продолжает совершенствоваться к школьному возрасту.
0