Гапанович С. О.

Появление термина «неодарвинистская революция» (neodarwinian revolution) вызвано необходимостью обозначить смену парадигматики, определяющей понимание человеком своего места относительно живой природы. Если прежняя парадигма декларировала потребительское отношение к природным ресурсам, то «неодарвинистский» подход, связанный с появлением этологии и экологии, подчеркивает невозможность существования человека вне связи с живой природой и необходимость бережного отношения к ней. Начало «революции» принято относить ко времени открытия структуры ДНК, а ее продолжением стали работы по этологии (Лоренц, Тинберген, Фриш) и другие. Развитие биологии привело к радикальному пересмотру ряда положений, казавшихся неоспоримыми: например, о прекращении эволюции человека в связи с заменой биологического развития на социальное. Эволюционный подход к изучению когнитивных процессов означает отказ от представлений о «непреодолимой пропасти», разделяющей когнитивные способности человека и животных.

 Понимание динамики развития теории биологической эволюции невозможно вне исторического контекста, в котором это развитие было сопряжено с развитием других наук, естественных и гуманитарных (идея естественного отбора взята из социологии). Обратное влияние (биологического эволюционизма на социальные, исторические и пр. науки) еще более значительно. Но примитивное понимание механизмов эволюции в ряде наук (антропология, этнография, история) завело в теоретический тупик. Поиски выхода привели к попыткам отказа как от эволюционизма, так и эссенциализма (рассмотрения признаков), что стало, по сути, отказом от научной методологии. Эти попытки получили поддержку в идеологии постмодернизма, одним из главных «идеологов» которого считается М. Фуко. Неодарвинистский подход показывает, что базовые постмодернистские идеологемы «биополитика» и «биовласть», введенные М. Фуко, теряют смысл, поскольку основаны на устаревших, чуть ли не социал-дарвинистских, представлениях о биологии. 

0