Филатова Е. В.
Орлов А. А.
Афанасьев С. В.

В эксперименте зарегистрирована активность 145 нейронов префронтальной коры мозга крысы в процессе обучения задаче пространственного выбора в соответствии с условным сигналом в двухкольцевом лабиринте. Животное выбирает правое или левое кольцо лабиринта и, в случае правильного выбора, получает подкрепление. Анализ динамики обучения в течение 12 экспериментальных серий позволил выделить три эпохи анализа: начальный период, с преобладанием ошибочных выполнений, переломный период и период с преобладанием процента успешных выполнений программы. В каждой экспериментальной серии животное тестировали в двух различных условиях поведенческой программы: с задержкой начала каждой последующей реализации и без задержки. В условиях задержки наблюдалось более успешное выполнение. Дискриминантный анализ позволил сравнить активность групп нейронов в 8 различных вариантах поведения: успешные и ошибочные побежки направо и налево в условиях задержки и без нее для каждой эпохи анализа. Изначально животное было обучено бегать направо и получать подкрепление, в процессе обучения появляется новая для животного левая сторона и сопряженный с ней условный сигнал. Обнаружено, что в начале обучения активность нейронов существенно отличается при ошибочных побежках направо, что является несовпадением с известной животному до этого поведенческой моделью. На следующем этапе обучения отличной от других становится активность, связанная с подкрепляемыми побежками налево, что, по-видимому, отражает процесс интериоризации нового левого условного сигнала. На заключительном этапе обучения выделяется активность, сопутствующая преимущественно ошибочному выбору. Кроме того, в процессе обучения появляется разница в активности при работе с задержкой и без. Предполагается, что в разные эпохи обучения животное использует различные стратегии выбора и обнаруженные варианты активности, соответствующие той или иной форме поведения, являются опорными для животного в данном периоде. 

0