Атлас Е. Е.

Актуальность. В современных научных публикациях, посвященных вопросам здоровья детей и подростков, встречается термин «минимальная мозговая дисфункция» (ММД), который в клинической практике пока не получил однозначной интерпретации. Содержание его остаются в большинстве случаев неясными, в результате дети с ММД не получают своевременной и адекватной коррекционно-реабилитационной помощи. Диагностика повреждений не осуществляется, рациональные программы реабилитации отсутствуют. По мере роста у такого ребенка появляется диагноз «минимальные мозговые дисфункции». Если патологическое состояние своевременно не диагностируют и не лечат, это приводят к расстройствам регуляции функций организма, которые затем проявляются в более позднем возрасте.  Вовлечение неспецифических структур ствола и диэнцефальной области полушарий головного мозга в патологический процесс может сопровождаться нарушением мозговой вегетативной регуляции с формированием психовегетативного синдрома. В дальнейшем это может быть одной из причин развития позно-тонических расстройств, периферической цервикальной недостаточностью, напряжением шейно-затылочных мышц, асимметрией плечевого пояса, выраженным отстоянием лопаток в сочетании с гипотонией надостных и подостных мышц, слабостью мышц рук, иногда кривошеей. По мере быстрого роста у 70-75% формируется искривление позвоночника, обычно расцениваемое как идиопатическое. Выявление нейрогенного происхождения сколиотической деформации позвоночника открывает дополнительные перспективы в терапии. Механизмы лечебного действия физических упражнений основаны на коррекции психических, физиологических и биохимических процессов, обеспечивающих внешние управляющие воздействия на функциональные системы организма. Комплексная методика, включающая индивидуализированную кинезотерапию в сочетании с массажем, и мануальной терапией, является важнейшим и надежным способом реабилитации детей с ММД и сопутствующими расстройствами опорно-двигательного аппарата и вегетативными расстройствами. Материалы и методы исследования. Целью исследования явилось обоснование механизма развития и выявление закономерностей системных связей вегетативной дисфункции и патологических нарушений опорно-двигательного аппарата у детей с ММД, а также определение места кинезотерапии в комплексе восстановительных мероприятий Для выполнения исследования была предпринята попытка решить несколько задач: 1. Выявить у детей наиболее выраженные признаки ММД – расстройства опорно-двигательного аппарата и вегетативные расстройства.2. Разработать комплексную методику реабилитации детей с ММД на основе индивидуализированной кинезотерапии.3. Создать математическую модель для оценки эффективности метода коррекции (кинезотерапии) признаков ММД у детей.Результаты работы существенно дополнили имеющиеся представления о психофизиологических и электрофизиологических особенностях при минимальной мозговой дисфункции у детей. Была разработана система комплексного обследования детей с ММД с использованием набора современных электро- и нейрофизиологических методов исследования детей (метод компьютерной оптической топографии, поверхностной электронейромиографии, компьютерной кардиоинтервалографии, методы нейропсихологиического обследования др.) для выявления наиболее выраженных признаков ММД. Методики были подобраны для целенаправленного выявления признаков ММД – расстройств опорно-двигательного аппарата и вегетативных расстройств, а также их количественного анализа. Предложенная математическая модель на основе применения факторного анализа массива показателей была использована для оценки эффективности метода коррекции (кинезотерапии) признаков ММД у детей. По результатам исследования сделаны следующие выводы.1. Дети с диагнозом «минимальная мозговая дисфункция» имеют набор определенных клинических проявлений, среди которых наиболее частыми являются расстройства опорно-двигательного аппарата и вегетативные расстройства. Комплексное клинико-психологическое, нейропсихоло-гическое и нейрофизиологическое исследование дает возможность осуществить их информативную диагностику.2. Математическая модель на основе применения факторного анализа массива показателей электро- и нейропсихологических исследований информативна для оценки эффективности применяемого метода коррекции (кинезотерапии) признаков ММД у детей.

0