Нагорнова Н. В.
Шемякина Н.В.

Особый интерес при исследовании совместной деятельности представляет изучение творчества, так как одним из доказанных способов повышения оригинальности решений является техника «мозгового штурма» при работе в группе. В проведенном исследовании приняли участие (20 человек, 18-25 лет, 14 мужчин), выполнявших задания  совместно (в паре одного пола) и индивидуально.  ЭЭГ регистрировалась монополярно от 15 отведений  в  полосе 0.53-150 Гц, ЧД-500 Гц (ООО Мицар, СПб). В творческом  задании требовалось придумать оригинальные способы использования предъявляемых объектов, в  нетворческом – перечислить понятия  определенной категории. Задание было организованно в пробы с экспозицией стимулов длительностью 400 мс и временем на обдумывание ответа – 4400 мс. Испытуемый нажимал на кнопку в случае нахождения ответа и озвучивал его после предъявления знака вопроса. При ответе испытуемые субъективно оценивали свой ответ как инсайтный или логический. Анализировалась связанная с событием синхронизация/десинхронизация ЭЭГ на интервале 2800 мс (300 мс до и  2500 мс после предъявления стимулов, шаг 1 Гц, ширина вейвлета (Морле) – 5 циклов). Для статистического анализа использовался RMANOVA для оценки влияния фактора СОСТОЯНИЕ (инсайтные/логические ответы) отдельно для индивидуальной/совместной деятельности. При индивидуальной деятельности нахождение ответов с возникновением инсайта сопровождалось увеличением мощности в диапазоне альфа-частот: в лобных областях (9-11Гц, 420-1420 мс), и теменных областях (7-10Гц, 1120-1530 мс; 9-13Гц, 1330-1710 мс). В условиях совместной деятельности нахождение инсайтных ответов сопровождалось увеличением мощности в дельта и тета диапазонах в лобных областях (2-6Гц, 960-1400 мс; 4-9Гц, 1890-2220 мс). Результаты могут свидетельствовать о бОльшем вовлечении ассоциативного мышления при индивидуальной деятельности и большую нагрузку на рабочую память при совместной деятельности.

0