Вольнова А. Б.
Курзина Н.П.
Гайнетдинов Р.Р.

Ориентировочно-исследовательское поведение является атрибутом адаптации животных к новой среде и проявляется в процессе обучения новым поведенческим задачам. Одним из видов исследовательского поведения являются стойки, обеспечивающие получение дополнительной информации о пространственной организации окружающей среды. Известно, что у крыс нокаутных по гену обратного захвата дофамина (DAT-KO крысы) реакция на изменение окружающей среды слабо выражена. В данной работе изучали исследовательское поведение DAT-KO крыс в трех поведенческих задачах: 8-лучевом радиальном лабиринте, лабиринте Хебба – Вильямса и в установке для обучения крыс распознаванию объектов.

Обнаружено, что при обследовании 8-лучевого лабиринта DATKO крысы совершали достоверно меньше стоек (p<0.01), частота стоек в минуту также была достоверно ниже (p<0.0001) чем у крыс контрольной группы. При обследовании пространства крысы дикого типа делали стойки в узловых точках лабиринта и после этого совершали правильный выбор. У DATKO крыс стойки возникали беспорядочно, без связи с выбором правильного направления движения. В лабиринте Хебба – Вильямса DATKO крысы также делали достоверно меньше стоек с низкой частотой (p<0.01), в основном в стартовом отсеке. Стратегия поведения DATKO крыс кардинально отличалась от таковой у контрольных животных – нокаутные крысы не шли целенаправленно к финишу, а совершали неоднократные стереотипные возвраты к старту. В тесте распознавания объектов, где пространство не является ключевым фактором, у DATKO крыс, как и у контрольных животных, стойки практически отсутствовали, однако животные успешно выполняли поведенческую задачу.

Меньшее количество стоек у DATKO крыс и их возникновение в местах, не обеспечивающих правильное выполнение задачи, свидетельствует о влиянии дисфункции дофаминергической системы на адаптивные способности и формирование когнитивных пространственных карт.

 

0