Нагорнова Н. В.
Шемякина Н.В.

Морфофункциональное развитие областей мозга происходит гетерохронно и продолжается в подростковом возрасте (Фарбер и др., 1990), обеспечивая развитие когнитивных функций — когнитивного контроля, произвольного внимания и абстрактного мышления. В процессе обучения изменяется стратегия решения когнитивных задач, в частности, – математических (Siegler, 1996). В работе оценивались возрастные изменения вызванных потенциалов (ВП) при решении арифметических примеров учениками начальной школы (11 человек, 1-3 класс) и средней и старшей школы (12 человек, 5-10 класс). ЭЭГ/ВП регистрировались монополярно от 31 Ag/AgCl электрода (электроэнцефалограф OOO Мицар, СПб) при сложении и вычитании однозначных чисел – в младшей группе, одно- и двузначных чисел – в старшей группе. Экспозиция каждого примера составила 400 мс, через 1000 мс предъявлялся верный/неверный ответ (по 100 проб каждого типа). В случае предъявления верного ответа – участники нажимали на кнопку мыши. ВП на безартефактных участках ЭЭГ усреднялись отдельно для каждого человека, каждого электрода и каждого типа проб (предъявление верного/неверного ответа), где участник реагировал правильно. Использовали ANOVA для факторов ГРУППА и ЗОНА с учетом поправки Гринхауза-Гейсера. При предъявлении первого стимула (примера) амплитуды и латентности ранних компонентов ВП значимо уменьшались в группе старших школьников: различия выявлены во временном интервале 178-282 мс после предъявления стимула: ЗОНАхГРУППА: F17,357=6.9, e(G-G)=0.22, p<0.001, и временном интервале 320-368 мс: ГРУППА: F1,21=4.3, p<0.05. В более позднем временном интервале 600-670 мс в младшей группе наблюдалась бОльшая негативность в теменных областях, а в старшей группе – в лобных областях: ЗОНАхГРУППА: F30,630=7.6, e(G-G)=0.14, p<0.001. Наблюдаемые различия, по-видимому, отражают процессы созревания системы мониторинга действий и принятия решений, свидетельствуя об изменении стратегии решения математических примеров от младшего к старшему школьному возрасту.

0