Зарипов К. А.
Нагорнова Ж.В.

Изучение закономерностей развития организма ребенка и выявление механизмов, которые обеспечивают приспособительный характер развития на разных этапах онтогенеза, необходимо для решения проблем охраны здоровья детей и подростков, проживающих в неблагоприятных условиях (Новиков, Сороко, 2017). Целью работы была оценка эффектов фотостимуляции и сравнение особенностей усвоения ритмов детьми разных возрастов, проживающих в северных регионах РФ. В исследовании принимали участие школьники 4-11 классов (10 – 17 лет), проживающие в поселках Мурманской (n=60) и Архангельской (n=49) областей. ЭЭГ регистрировали монополярно (объединенный ушной электрод) c использованием электроэнцефалографов Мицар-202 (ООО Мицар, Спб), Энцефалан-131-03 (Медиком, Таганрог). ЭЭГ регистрировали в состояниях покоя (закрытые глаза) 3 минуты и в условиях ритмической фотостимуляции белым светом в полосе частот от 3Гц до 27Гц. Время импульсации каждой частоты 10-15с, интервал 5с. Анализировали изменения мощности ЭЭГ в узких частотных диапазонах, равных и кратных частотам стимуляции. Оценка возрастных изменений проводилась при помощи линейного регресионного анализа. Было выявлено снижение мощности с возрастом низких частот (3, 5, 7 Гц) в обеих группах испытуемых как в фоновом состоянии, так и при фотостимуляции. В обеих группах также не было выявлено снижения мощности высокочастотных гармоник (14, 15Гц) с возрастом. На основании полученных данных можно говорить о сходных возрастных изменениях у детей, проживающих в рассмотренных северных климатогеографических регионах. Однако наблюдаются некоторые особенности реакции на фотостимуляцию — при стимуляции 7 Гц в группе детей из Приполярного региона в отличие от Заполярного региона — не наблюдается снижения мощности в диапазоне 10-11Гц с возрастом (диапазон альфа-ритма), что может свидетельствовать о различиях реакции десинхронизации основного ритма при стимуляции различными частотами у детей из разных регионов. Данный факт требует дальнейшего исследования и интерпретации.

0