Астащенко А. П.
Комиссарова О.В.
Дорохов Е.В.
Комиссаров С.А.
Никоненко С.И.
Варварова С.И.

За последние 15 лет отмечается возрастание интереса к нейрофизиологическим основам эмоционального поведения человека. Внимание рассматривается как базовая функция нервной системы, обеспечивающая адекватное целенаправленное поведение. Внутренние психофизиологические процессы, такие как эмоционально-мотивационные состояния индивида, способны влиять на особенности отбора анализируемой информации, тенденцию избирательно направлять внимание. В литературе часто можно встретить термины attention biases, attention shift или смещение (уклоны, предвзятость) внимания. Механизмы, лежащие в основе данного явления, способны оказывать существенное влияние на социально-эмоциональное развитие человека, побуждать к реализации адаптивного поведения или дезадаптации. Результаты, проведенного нами исследования, демонстрируют, что уровень тревожности, превышающий нормальные значения, у молодых здоровых испытуемых (обучающиеся ВУЗа), способен влиять на зрительное внимание, «смещая» его к / от негативно окрашенной эмоциональной информации. Результаты психометрических исследований показали превышающие норму значения личностной и ситуативной тревожности у обучающихся. Выявлена связь между вегетативными параметрами (ЧСС, вагосимпатическим индексом – LF/HF, уровнем глюкозы в крови), уровнем тревожности и асимметричной активацией коры мозга во фронтальных отведениях. У участников со смещением зрительного внимания на негативную эмоциональную информацию значения спектральных мощностей ритма α-диапазона позволяют предположить наличие выраженной активности правых фронтальных зон коры мозга у данных испытуемых. Отмечается отрицательная корреляционная связь между показателем TBR (theta / beta ratio of EEG) и контролем внимания. Сравнение показателей TBR слева и справа у данных испытуемых показало, что справа значения TBR выше, чем в левых фронтальных областях.

0