Тихонравов Д. Л.
Голубева И.Ю.

В дошкольном возрасте наблюдаются возрастные изменения в сторону реляционной обработки информации, и формирование понятий является удобным подходом для сравнительного изучения когнитивных способностей у детей. Цель исследования заключалась в изучении способности к формированию понятий с использованием контурных изображений в качестве стимулов у 4-5-летних детей. Применялся оригинальный методический подход, при котором ребенок в условиях одновременного предъявления четырех объектов самостоятельно выявлял закономерность при выборе стимулов. Скорость формирования понятий «размер» и «форма контура» достоверно не различалась у 4-5-летних детей. Значительный разброс скорости формирования понятий позволил разделить выборку испытуемых на три группы и предположить качественные различия процесса выполнения заданий у разных групп. Дети 1 группы быстро формировали оба понятия (метод «проб и ошибок» применялся по минимуму). Вероятно, у этих детей уже были выработаны указанные понятия, и им просто было необходимо их актуализировать. Дети 1 группы должны были отнести новые изображения к готовым понятиям при помощи дедуктивной функции рассудка.  Дети 3 группы длительно формировали понятия «размер» и «форма контура» за счет применения метода «проб и ошибок», на основе которого это формирование осуществлялось за счёт индуктивной функции рассудка. Большинство детей (2 группа) формировали одно понятие и актуализировали другое. Таким образом, разнородность результатов в группах может говорить о том, что некоторые дети 4-5 лет используют индуктивную функцию рассудка, а некоторые с накоплением различных сформированных понятий начинают использовать дедуктивную функцию рассудка. Планируется использование данного метода в клинической практике при одновременной записи мозговой активности ребёнка и показом стимулов на экране монитора компьютера.

Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта РФФИ № 20-015-00269 и в рамках государственных заданий № 0134-2019-0005 и № 075-00776-19-02.

0